Луганский медиарынок в военных условиях: состояние и тенденции
Александр Верац, для «Телекритики»
15.06.2014 12:20
На данный момент все действующие телеканалы в Луганске лояльны либо подконтрольны сепаратистам. 10 июня руководство самопровозглашенной «Луганской народной республики» собирало всех главных редакторов печатных и интернет-изданий Луганщины для «беседы». Их поставили перед фактом: или они подают исключительно «правильные» публикации, или с ними будут проводить «профилактические беседы» в подвале СБУ

Переформатирование медийного пространства Луганска в условиях информационной войны существенным образом отразилось на форме и качестве медиапродукта, попадающего на стол к конечному потребителю. Мы не будем пытаться объять необъятное, отметим лишь наиболее знаковые и значимые события и тенденции в медиасфере, определяющие её настоящее и, вероятно, будущее.

 

Луганские СМИ вынужденно существуют в условиях двух параллельных реальностей. С одной стороны, формально территория Луганской области является частью Украины и здесь действуют законы этого государства и функционируют его исполнительные органы. На деле же государство Украина над большей частью территории области контроль утратило, и теперь тут заправляют вооружённые люди в камуфляжной форме, называющие себя «Луганской народной республикой».

 

Отношение руководства «ЛНР» к независимым СМИ можно охарактеризовать словами халифа Омара, сказанными по поводу Александрийской библиотеки: «Если в этих книгах есть то, что имеется в Коране, тогда они бесполезны. Если в них есть то, чего нет в Коране, тогда они вредны. И в том и в другом случае их надо сжечь».

 

Собственно, террор в отношении журналистов, которые пишут «не так», начался вместе с массовыми беспорядками в феврале ‒ марте этого года. Тогда их начали систематически бить и забирать фото- и видеоаппаратуру. Подобные действия на тот момент всё еще считались противоправными, и представители массмедиа, пострадавшие от агрессии неадекватных пророссийских активистов, могли рассчитывать хоть на какую-то номинальную защиту со стороны компетентных органов. Теперь же репрессии полностью в законе. Работающие в регионе СМИ поделили на «свои» и «чужие», причём в число «своих» автоматически попали российские журналисты. У «своих» нет проблем с аккредитацией, их приглашают на официальные мероприятия и даже не бьют. «Чужие» могут пока ещё пытаться работать, но с серьёзным риском для здоровья, а то и для жизни. Более того - кроме обязательной аккредитации для СМИ на территории «республики» фактически официально вводится цензура.

 

По информации, которую подтвердили редакторы ряда изданий, 10 июня руководство самопровозглашенной «Луганской народной республики» собирало всех главных редакторов изданий Луганщины для «беседы». Редакторов и журналистов печатных и интернет-изданий поставили перед фактом: или они подают исключительно «правильные» публикации, или с ними будут проводить «профилактические беседы» в подвале СБУ.

 

В отношении жизнедеятельности представителей «народной республики» запрещается употреблять слова «сепаратист», «террорист», «боевик», «бандит», а вместо того чтобы описывать бесчинства «ополченцев», пресса должна освещать «достижения ЛНР».

 

Также представителям СМИ намекнули, что за правильную позицию можно попросить денег. И предложили подавать сметы на рассмотрение. Очередь желающих, конечно, не выстроилась, но многие задумались.

 

Теперь, собственно, ближе к делу. Посмотрим, каково положение дел на луганском медиарынке.

 

Кликните для увеличения

 

Сами мы не местные

 

Больше всего повезло изданиям, которые, будучи местными, в то же время являются филиалами крупных медиахолдингов или сетевыми ресурсами. Пока что у них есть возможность оставаться белыми и пушистыми и не сильно прогибаться под сепаратистов.

 

Сюда относятся сайт 0642 (входящий в сеть городских сайтов CitySites, которая имеет филиалы в 43 городах Украины), интернет-издание «Луганск.Комментарии» (филиал всеукраинского издания «Комментарии») и луганское подразделение Украинского медиахолдинга, куда входят сайт «В городе» и ряд рекламно-информационных изданий, в частности, газета «Восточный курьер».

 

Не будучи финансово и политически привязанными к региону, сетевые издания могут позволить себе не обращать внимания на выходки местных аборигенов и сохранять более-менее независимую и объективную позицию. В самом худшем случае они могут просто закрыть свои филиалы, как это сделал УМХ в Крыму. Или же работать удалённо - из Киева, Днепропетровска или любой другой точки, не подвергая риску имущество редакции и здоровье сотрудников.

 

Разумеется, совершать осознанный суицид, вступая в открытый конфликт с товарищами из «республики», никто из редакторов не будет, но в случае каких-либо претензий всё можно свалить на политику головного офиса - мол, это там, в Киеве придумали, а мы даже не в курсе.

 

У сугубо местных изданий такой возможности нет. Поэтому приходится определяться с ориентацией. Пока не определили принудительно.

 

 

С вещами на выход

 

Как известно, важнейшим видом искусства для нас является телевидение. Поэтому зачищать информационное пространство представители новоиспеченной «республики» начали с телекомпаний. Коих в Луганске целых три. Но поскольку номинально государственный телеканал ЛОТ сразу занял «правильную» позицию, а не слишком популярное, но всё ещё живое ЛКТ, тоже оказалось достаточно сговорчивым, под раздачу попала третья телекомпания - «Ирта».

 

Надо сказать, что «Ирта», собственником которой является экс-нардеп и экс-регионал Владимир Иванович Ландик, является единственным полноценным медиахолдингом в регионе. Компания включает в себя все классические массмедиа - телеканал «Ирта», печатное издание газета «Вечерний Луганск», интернет-сайт «Ирта-факс» и радиостанцию «Европа Плюс». Кроме того, телеканал «Ирта» имеет региональную сеть корпунктов в городах и районах области.

 

Конечно, можно много спорить по поводу качества газеты и сайта, которые, по сути, являются бесплатным приложением к телеканалу, а радио в Луганске умерло как таковое давным-давно, тем не менее, создать подобный медиахолдинг в Луганске не смог больше никто.

 

В сегодняшнем забеге Владимир Ландик начал водить дружбу с новой украинской властью, а в своих СМИ критиковать сепаратистов. Фактически «Ирта» - единственное СМИ, сразу чётко давшее понять: мы поддерживаем украинскую власть и не поддерживаем местные пророссийские движения. Видимо, не последнюю роль здесь сыграл конфликт Владимира Ландика с бывшими однопартийцами, в первую очередь, с Александром Ефремовым. Последнего в СМИ прямо называют одним из вдохновителей сепаратистского бунта.

 

Когда противостояние в городе перешло в активную фазу, и начались захваты админзданий, нападению подвергся офис телекомпании «Ирта». При этом телеканалы ЛОТ и ЛКТ не пострадали, хотя физически находятся в самом эпицентре событий, а «Ирта» размещается в другой части города.

 

На следующий день после захвата здания Луганской обладминистрации 9 марта пророссийские активисты пришли на телеканал. Они выбили входные двери, заняли все кабинеты, вынесли огнетушители и угрожали сжечь телекомпанию, если им не отдадут для уничтожения исходные материалы сюжета о захвате здания ЛОГА. Также нападавшие пытались отключить вещание телеканала.

 

Вскоре нападавшие освободили здание. Однако давление на руководство телеканала продолжалось. Сепаратисты требовали не показывать сюжеты, выставляющие их в негативном свете, а также ежедневно предоставлять эфирное время для их представителей.

 

А после провозглашения «Луганской народной республики» вещание «Ирты» вообще прекратилось. Телекомпания «Ирта», по мнению сепаратистов, «выступает в роли тяжелого орудия пропаганды киевского режима». Поэтому её деятельность необходимо запретить.

 

29 мая редакция телекомпании получила письмо с приказом лидера «Луганской народной республики» Валерия Болотова прекратить вещание. На данный момент телекомпания не работает, сотрудники находятся в отпуске, а на освободившейся частоте начали транслировать российский LifeNews.

 

Кроме того, представители «народной республики» заявили о намерении создать собственный медиахолдинг, который будет освещать события на Луганщине исключительно «правильно». Туда пообещали устроить всех желающих сотрудников «Ирты». Распоряжение о создании собственной телерадиокомпании «ЛНР» уже подписано. Как стало известно, её планируется создать на базе той самой «ликвидированной» телекомпании Ландика.

 

 

Рупоры сепаратизма

 

В декабре прошлого года, второй раз за всю историю своего существования, газета «Луганская правда» не вышла в печать. Причина банальна - нет денег. На тот момент работникам уже несколько месяцев задерживали зарплату. Старейшее печатное издание региона, в честь которого даже названа одна из улиц в центре Луганска, уверенно катилось в пропасть.

 

Тогда озвучивалась версия, что газету просто хотят красиво под кого-то «слить». И даже называли имя мецената. На тот момент газета принадлежала миллионеру и одному из «сподвижников» Александра Ефремова Александру Киселёву. Которому, видимо, не шибко была нужна, а потому перманентно пребывала в состоянии, близком к банкротству. Слухи о возможной продаже «Луганской правды» озвучивались ещё год назад. Однако имя нового хозяина широкой общественности стало известно только недавно. Им стал бизнесмен и меценат, священник и политик в одном лице «человек-интернет-ТВ» Владимир Гончаров.

 

После неудачного похода в Верховную Раду осенью 2012 года Владимир Гончаров не впал в отчаяние и снова принялся усиленно тратить деньги. На сей раз вкладывая их в медиаресурсы. Спустя некоторое время свету была явлена действующая модель настоящего интернет-телевидения - PortAll.TV. На первых порах проект в Луганске был практически неизвестен и, соответственно, малопопулярен, несмотря на наружную рекламу на центральных улицах города. Тем не менее, в него продолжали (особенно активно начиная с осени прошлого года) вкладываться деньги, закупать оборудование, привлекать специалистов, в том числе из других массмедиа. Очевидно, решающим аргументом для журналистов была конкурентная зарплата, по слухам, самая высокая в этой сфере на территории города Луганска и области.

 

Следующим шагом было приобретение газеты «Луганская правда». Которая также встала на путь преображения - поменяла дизайн, из чёрно-белой стала цветной и обзавелась собственным сайтом.

 

И вот звёздный час новоявленного медиахолдинга настал. Он буквально взлетел на гребне волны сепаратизма и пророссийских настроений, поднявшейся в феврале 2014 года.

 

Стоит отметить, что съёмочные группы PortAll.TV имели беспрепятственный доступ повсюду, у них не было проблем в общении с агрессивно настроенными пророссийскими активистами. Снимать сепаратистов, кроме российских телеканалов, разумеется, разрешалось ещё камерам ЛОТа и временами делалось исключение для съёмочной группы ИА EastKorr (проект Елены Бикоевой, пресс-секретаря главного коммуниста Луганщины Спиридона Килинкарова, а коммунисты, как известно, ‒ ситуативные союзники сепаратистов и друзья России). Однако PortAll.TV всегда опережал коллег по оперативности, оказываясь в нужное время и в нужном месте, в то время как остальные узнавали о случившемся уже из его сюжетов. Очевидно, журналисты Гончарова имеют свои каналы получения информации. Иначе как объяснить, что во время инцидента с добровольческим батальоном «Темур» в г. Счастье, длившемся около получаса, оператор PortAll.TV успел заснять всё произошедшее, в то время как только на дорогу из Луганска к месту конфликта нужно потратить те же полчаса. И в тот же день журналисты PortAll.TV (единственные из всех местных СМИ) успевают осветить незапланированный захват райадминистрации в Станице Луганской.

 

Не известно ни об одном случае нападения на журналистов «Луганской правды» и PortAll.TV. И даже ни об одном случае просто препятствования их деятельности. Достаточно произнести название издания - и все вопросы решаются.

 

Во всём этом нет никакой магии. Если принять во внимание, что Владимир Гончаров якобы на 100% человек Ефремова. По крайней мере, так говорят осведомлённые люди. Если это действительно так, можно сделать вывод, по чьему заказу и в чьих интересах генерируется информационный поток PortAll.TV и «Луганской правды».

 

Опосредованно Александр Ефремов контролирует также и медиахолдинг, в который входит государственная телекомпания ЛОТ, радио «Пульс» и информационное агентство «Схид.Инфо». Фактически всем этим «хозяйством» заправляет один человек - генеральный директор ЛОГТРК Родион Мирошник. На некоторое время отстранённый от этой должности стараниями губернатора Михаила Болотских, но недавно, по решению суда, победоносно вернувшийся в свой кабинет. Телеканал ЛОТ всегда был рупором только одной политической силы - Партии регионов. Ситуация, когда ведущий программы, будучи депутатом Луганского областного совета от этой политсилы, ведёт дискуссию в студии с двумя оппонентами, которые представляют ту же самую партию, выглядела вполне обыденно и вызывала возмущение разве что у представителей немногочисленной луганской оппозиции, которую, само собой, на телеканал не пускали. Разумеется, с самого начала ЛОТ хотя и является государственным телеканалом, особо не скрывая, поддерживал идеи сепаратизма. На сегодня ЛОТ продолжает оказывать информационную поддержку сепаратистам, освещая деятельность правительства «народной республики».

 

То же самое можно сказать и об информационном агентстве «Схид.Инфо». Которое, обладая одним из самых посещаемых и известных в регионе интернет-сайтов, превратило его в площадку, в позитивном ключе освещающую деятельность сепаратистов.

 

ЛКТ, частный телеканал, возглавляемый депутатом областного совета от Партии регионов Германом Кудиновым, непосредственно Ефремовым не контролируется, однако является лояльным к Партии регионов.

 

В медиапуле Ефремова нет ни одного печатного издания. Но это с лихвой компенсируется лояльностью ряда наиболее тиражных луганских газет. В частности, газета «XXI век», бессменным учредителем и редактором которой является депутат луганского городского совета Юрий Юров (он же по совместительству - пресс-секретарь областной организации Партии регионов), с самого начала превратилась в рупор сепаратизма. Корреспонденты газеты, наряду с журналистами PortAll.TV, всегда были на острие событий и первыми выдавали «горячую» информацию. Именно «XXI век» первым сообщил о задержании первого «народного губернатора» Александра Харитонова. А кто был не названным по имени депутатом городского совета, который непосредственно перед задержанием проводил время в обществе Харитонова в ресторане «Плакучая ива», можно догадаться.

 

Такая позиция издания, вероятно, обусловлена тем, что, по данным наших источников,  влияние на газету и её редактора якобы имеет одиозный луганский политик и бизнесмен Владислав Кривобоков, известный своей безмерной любовью к Путину и «братскому союзу народов» с Россией во главе. К тому же сам главный редактор издания прошёл в городской совет по квоте коммунистов.

 

В унисон «XXI веку» хвалу сепаратистам поёт и некогда одна из самых популярных луганских газет - «Ракурс». А заодно тиражирует страшилки вроде «Бакоружие. Киев решился использовать вирусы жутких болезней» или «На аэродром в Краматорске хунта доставила контейнеры с химоружием».

 

Что касается коммунальной прессы, то в Луганске она всегда была лояльна местной власти. Поэтому останавливаться на ней отдельно не будем.

 

Нельзя забыть о не так давно (буквально накануне развернувшихся в городе драматических событий) ворвавшейся в медиапространство обновлённой «Реальной газете». Это издание было переформатировано из карманного «боевого листка» имени Натальи Королевской, который она благополучно бросила на произвол судьбы. Вернул издание к жизни его бывший редактор Андрей Дихтяренко, в то время пребывавший на должности пресс-секретаря луганского губернатора Владимира Пристюка. Собственно, с именем Пристюка и связывают издание сегодня.

 

«Реальную газету» нельзя записать в «рупоры сепаратизма». Она проводит свою собственную, «пропристюковскую» информационную линию, до конца пока непонятную. В связи с чем и проукраинским это издание назвать сложно.

 

Также стоит упомянуть ещё одного медиамагната местного масштаба. Народный депутат Владимир Медяник владеет двумя наиболее раскрученными рекламными СМИ, которые входят в Издательский дом «Бесплатка». Также в его медиапуле три радиостанции и несколько малоизвестных сайтов, которые, видимо, держат «про запас», под какие-нибудь очередные или внеочередные выборы. Помимо этого он контролирует значительную долю рынка наружной рекламы. Новостное издание «Время» Медяник закрыл, собственного телеканала у него нет. Однако его медиаменеджеры, поднаторевшие в «газетных» войнах с конкурентами (сначала с владельцем газет «Экспресс-клуб» и «Экспресс-новости» Кулинченко, а затем с изданиями УМХ), вполне способны вытворить что-нибудь эдакое.

 

Позиция Владимира Медяника сегодня вполне очевидна - наряду с большинством луганских нардепов, он встал на сторону «народной республики». Однако у него не всё гладко во взаимоотношениях с Ефремовым - они давно ведут войну за рынок наружной рекламы в городе. К тому же Медяник всегда отличался непостоянством в политических предпочтениях - заключал ситуативные союзы то с Владимиром Ландиком, то с коммунистами, по квоте коммунистов прошёл в луганский горсовет, затем перебежал в Партию регионов, и уже по её квоте попал в Верховную Раду. А в ещё более давние смутные времена возглавлял в луганской области партию «Наша Украина». Одним словом, это «тёмная лошадка», ведущая свою игру. 

 

 

Пока ещё живы

 

В завершение стоит упомянуть несколько изданий, не входящих в медиахолдинги олигархов и формально независимые. Это газета «Молодогвардеец» и интернет-издания CityNews, «Политика 2.0», «Восточный вариант» и «Параллель-Медиа». Как мы понимаем, в сложившейся ситуации вопрос существования подобных изданий - это вопрос источников финансирования и отношений с «народной республикой». Как наглядно демонстрирует ситуация с «Иртой», закрыть любое, даже финансово независимое СМИ - дело пяти минут. Или сколько там нужно времени, чтобы указ подписать. А ребята в камуфляже настроены решительно.

 

Некоторые местные СМИ и отдельные журналисты, кстати, телепортировались от греха подальше. Недавно, например, о переезде в Киев сообщили в редакции интернет-издания «Сегодня в Северодонецке». Но надо понимать, что для региональных медиа такой шаг - всего лишь отсрочка, поскольку транслировать местные новости, находясь вдали от места событий, физически трудноосуществимо.

 

 

Подводим итоги

 

На данный момент все действующие телеканалы в Луганске лояльны либо подконтрольны сепаратистам. В случае запуска телевидения «народной республики» на базе «Ирты» это только усилит их присутствие в информационном пространстве. С учётом того, что основные всеукраинские телеканалы («Интер», «1+1», 5 канал) в регионе отключены, а на их частотах вещают российские телеканалы, сепаратисты полностью доминируют в сегменте телевизионных медиа.

 

Коммунальные печатные СМИ и наиболее тиражные частные издания добровольно или вынужденно сотрудничают с сепаратистами.

 

В интернет-сегменте ситуация несколько лучше, однако сепаратисты контролируют ряд рейтинговых интернет-проектов. Хотя в целом, надо признать, здесь они проигрывают за счёт независимой позиции филиалов всеукраинских изданий и тех немногочисленных местных, которые на сегодня ещё не закрылись и не ушли в подполье. Интернет - это единственный сегмент медиа, в котором возможна свобода слова. Если, конечно, луганским провайдерам не дадут указание блокировать доступ к неблагонадёжным сайтам.

 

Новые нелояльные к «народной республике» СМИ в настоящее время вряд ли появятся. Раскрутка существующих медиапроектов третьего эшелона представляется проблемной. Поэтому на сегодня медиасфера успешно трансформируется в пользу «Луганской народной республики».

* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі наших відвідувачів:

    +Додати
    * тільки для зареєстрованих користувачів
     введіть код:


    Посилання за темою:
    НОВЕ НА «ТЕЛЕКРИТИЦІ»
    17:10 28.07.2016
    Алексей Бондаренко для «Телекритики»