Между зрадой и перемогой

Игорь Бурдыга
Журналист
Большинство украинских СМИ дают черно-белую картину мира, утверждает журналист Игорь Бурдыга. В результате они только теряют доверие читателей.
Развитие информационных технологий в последние 15-20 лет сыграло с журналистикой злую шутку. С одной стороны, они сломали границы, сделав мир меньше – мы можем мгновенно получать информацию из любого уголка планеты. С другой – привели общество к информационной перегрузке, позволив СМИ лить на аудиторию бесконечный поток новостей, мнений и комментариев, переварить который мало кто способен.

В новой реальности выигрывает так называемая «журналистика ясности», которая объясняет читателю, как любая новость соотносится с его системой ценностей. Именно приверженность к определенной системе взглядов формирует аудиторию вокруг того или иного СМИ. Консерваторы и либералы, защитники свободы предпринимательства и социалисты, сторонники и противники миграции объединяются вокруг изданий, близких им по духу.
Игорь Бурдыга

Родился в Херсоне. Карьеру журналиста начала в 2007 году в информагентстве «Интерфакс-Украина». С 2011 по 2013 год работал корреспондентом газеты «Коммерсантъ-Украина», затем – спецкорреспондентом журнала «Вести.Репортер».

Освещал события Евромайдана, аннексию Крыма, военный конфликт на востоке Украины, европейский кризис с беженцами.

С весны 2015 года – внештатный корреспондент украинской редакции Deutsche Welle.
Приверженность к определенной системе взглядов формирует аудиторию вокруг того или иного СМИ

не обсуждается

В развитом обществе это отнюдь не исключает соблюдение редакциями принципов объективности, достоверности и сбалансированности мнений. Конечно, нам трудно представить себе Libération, приветствующую повышение пенсионного возраста, Financial Times, недовольную снижением налогов или Vice News, выступающий против легализации марихуаны. Но система ценностей не превращает журналистику в пропаганду, а наоборот, позволяет вести дискуссию между разными социальными группами.

Украинские же СМИ за почти 25 лет независимости так и не стали площадками для подобных дискуссий. Причина – в отсутствии самой дискуссии, в неспособности большинства украинцев определиться в принципиальных вопросах устройства общества, разделиться на условно левых и правых, консерваторов и либералов, сторонников моно- или мультикультурализма.

Именно поэтому у нас низкий уровень гражданской активности и политической культуры. И именно это позволяет уживаться в партийных программах обещаниям радикальных рыночных реформ и гречке с коммунизмом.

Статус русского языка и вопросы истории – вот горячие темы последних предреволюционных лет. Большинство СМИ так и не смогли сформулировать свою позицию по ним, сохранив при этом хотя бы иллюзию объективности.
Статус русского языка и история – вопросы, по которым большинство СМИ так и не смогли сформулировать свою позицию, сохранив хотя бы иллюзию объективности

битва пропаганд

Вместо площадки для дискуссии медиа стали полем битвы контрпропаганд
Бурные события последних двух лет резко повысили уровень гражданского сознания в обществе и окончательно запутали его идеологически.

Массмедиа в этом процессе сыграла скорее отрицательную роль. Вместо того чтобы вместе с аудиторией искать консенсус в вопросах геополитического выбора, революции, аннексии Крыма и войны на Донбассе, большинство СМИ просто принимали одну из сторон, исходя из интересов своих собственников.

Также, вместо того чтобы в отечественной политике провести наконец линию между демократами и авторитаристами, рыночниками и государственниками, пацифистами и милитаристами, клерикалами и секуляристами, журналисты просто поделили читателей на сторонников и противников евроинтеграции, майдановцев и антимайдановцев, ватников и вышиватников, патриотов и сепаров. Вместо площадки для дискуссии медиа стали полем битвы контрпропаганд.

вне доверия

Результатом стало стремительное падение общественного доверия к СМИ. Согласно опросам, проведенным в июле этого года фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, 45 процентов украинцев не доверяет отечественным медиа, 47 процентов – доверяет. За два года баланс доверия-недоверия сократился с 24-х до двух процентов.

Журналисты теряют монополию на распространение информации. Гораздо большим доверием теперь пользуются волонтеры, офицеры армии и бойцы добровольческих батальонов. Многие из них регулярно пишут в Facebook о достижениях и проблемах, сыплют обвинениями в адрес чиновников и поднимают дух патриотическими историями. Подписчиков у таких блогеров нередко побольше, чем у онлайн-ресурса средней руки.
Люди разные. Что одному #зрада, то другому – #перемога
— Игорь Бурдыга

Между «зрадою» и «перемогою»

Конечно, подобные посты зачастую далеки от объективности. Но этого и не требуется – за два года общество привыкло потреблять информацию не осмысленно, а эмоционально.

Мы устали от войны и кризиса и все больше разочаровываемся в новой власти – так рождается хэштег #зрада. Мы соскучились по хорошим новостям и радостно встречаем позитивную информацию хэштегом #перемога.

«Никак не могу понять: это #зрада или #перемога? Помогите разобраться», – этот иронический комментарий стал новым запросом общества к СМИ. А журналистам не осталось ничего другого, как принять эту нехитрую дихотомию, свести к ней анализ едва ли не всего происходящего в стране.

Мир не черно-белый

Но, как правило, все совсем не так просто. Возьмем, к примеру, сентябрьские мирные договоренности: с одной стороны, прекращение огня на Донбассе – явная #перемога, и в то же время участие сепаратистов в будущих выборах – не что иное, как #зрада.

Но даже столкнувшись с такой неоднозначностью, украинские СМИ по-прежнему не готовы признать и объяснить читателям: люди разные, и что одному #зрада, то другому – вполне себе #перемога. Вместо этого многие издания просто предпочитают чередовать трактовки, поддерживая таким образом внутреннюю дискуссию. Если, конечно, выбор между #зрадою и #перемогою вообще можно назвать дискуссией.

Партнеры проекта

Журналистский союз N-ost в рамках программы «Стереоскоп» объеденил журналистов из Украины, России, Польши, стран западной Европы и США чтобы ответить на вопросы: как бороться с пропагандой и где граница между пропагандой и другой точкой зрения.
Независимое российское СМИ о культуре и обществе

Читайте также

Нравится спецпроект?

Поделись с друзьями в Facebook, Twitter или ВКонтакте!

или

Подпишись на наши эккаунты в соцсетях!

Вернуться на Телекритику

"Телекритика" 2015
При создании спецпроекта были использованы фотографии Ruslan Ogorodnik, Alisdare Hickson, Andrew Becraft

Made on
Tilda